Телефон : (7132) 742 041

Инвестиционный портал Актюбинской области

О центре ГЧП

Государственно-частное партнерство

 В Казахстане механизм государственно – частного партнерства (ГЧП) с каждым днем приобретает все большую популярность среди населения, однако далеко не вся часть населения понимает важность внедрения ГЧП в стране. Механизм ГЧП основывается на долгосрочных отношениях между частным и государственным сектором для привлечения частного финансирования и управления социальной инфраструктурой. Государство может оптимизировать бюджет с помощью частных инвестиций вложенных в социально значимые объекты, тем самым сняв с себя финансовую нагрузку и одновременно дав возможность бизнесу войти в «государственный» рынок. 

Законодательная основа применения механизма ГЧП в Казахстане была заложена в 1991 году, а в 2006-м был уже принят отдельный Закон РК «О концессиях», который стал основным документом, предопределившим дальнейшее развитие законодательной базы ГЧП в Казахстане.

В 2015 году уже был принят Закон РК «О государственно-частном партнерстве», который повысил роль частного сектора в инициировании и подготовке проектов ГЧП.

В нынешних условиях ГЧП становится реальной альтернативой реализации государственно важных проектов путем построения долгосрочного сотрудничества правительства и бизнеса на взаимовыгодных условиях.

Сейчас в Казахстане созданы все условия  для эффективной реализации проектов в рамках ГЧП. Для подобных проектов государство предоставляет землю, обеспечивает коммуникации, оформляет документы. Задача бизнеса – вкладывать деньги  в реализацию и строительство  различных проектов. В этом и заключается сотрудничество государства и частного сектора.

С принятием Закона о ГЧП в стране внедряется механизм конкурентного диалога, когда государство объявляет о планируемом проекте ГЧП, а все заинтересованные лица могут участвовать в конкурсных процедурах по определению частного партнера.

Появились прямые переговоры, все проекты могут быть инициированы как государством, так и частным бизнесом ( частная финансовая инициатива).

Если у частной стороны, то есть бизнеса есть идея по реализации проекта ГЧП, то она может инициировать прямые переговоры в тех случаях, когда у нее есть право собственности или долгосрочной аренды на объект, который будет связан с данным проектом  и в случае отсутствия альтернативных предложений, заключать договор без проведения конкурса на основании прямых переговоров. 

Так, например, через механизм ГЧП может быть произведена аренда частной собственности государством. В этом случае владелец вправе сформировать предложение государству о реализации проекта ГЧП по аренде своего помещения (например - детский сад), а источником возмещения затрат субъектов ГЧП будет являться  арендная плата за пользование объектом ГЧП, дополнительно могут предоставляться гарантия потребления определенного объема услуг.

Для заключения договора ГЧП без проведения конкурса путем прямых переговоров понадобится соблюдение нескольких этапов.

Потенциальным частным партнерам следует оформить и направить государственному партнеру (т.е если объект ГЧП относиться к сфере «Образование» - то в ГУ «Управление образования Актюбинской области», если к сфере «Здравоохранение» - то в ГУ «Управление здравоохранения Актюбинской области» и т.п.)  заявку на участие в прямых переговорах содержащую:

-                   наименование и адрес потенциального частного партнера;

-                   государственную принадлежность (для юридических лиц), гражданство (для физических лиц);

-                   данные о руководителях или владельцах юридических лиц и лицах, которые будут представлять потенциального частного партнера;

-                   документы, подтверждающие права собственности или долгосрочной аренды в отношении объекта либо исключительные права на результаты интеллектуальной творческой деятельности, принадлежащих потенциальному частному партнеру;

-                   концепцию проекта ГЧП;

Как только заявка попала к государственному партнеру, он в течении 15-ти рабочих дней определяет необходимость в реализации проекта ГЧП и составляет свое заключение.

Далее государственный партнер размещает краткую информацию о планируемом проекте ГЧП на своем официальном интернет-ресурсе и в СМИ по проектам, являющимся технически сложными не менее чем за 60 календарных дней до дня проведения конкурса по определению частного партнера, по остальным проектам – не менее чем за 30 календарных дней. В данном извещении указываются основные технико-экономические параметры проекта ГЧП и выплаты из бюджета и меры государственной поддержки, запрашиваемые заявителем.

Затем осуществляется квалификационный отбор заявителя в течение 5 рабочих дней.

Потенциальный частный партнер в подтверждение соответствия его квалификационным требованиям представляет организатору конкурса подтверждающие документы, а именно:

1)  оригиналы или нотариально засвидетельствованные копии документов, подтверждающих наличие денег на счетах, права собственности потенциального частного партнера и стоимость на недвижимое и движимое имущество;

2)  оригинал финансовой отчетности за два полных предыдущих финансовых года, составленной в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности либо международными стандартами финансовой отчетности. Организации, имеющие дочерние организации, в дополнение к финансовой отчетности по деятельности основной организации составляют и представляют консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности либо международными стандартами финансовой отчетности. В отношении проектов ГЧП особой значимости, если потенциальный частный партнер является новым юридическим лицом, учрежденным в целях реализации проекта ГЧП физическими и (или) юридическими лицами, такая документация представляется физическими и (или) юридическими лицами, выступающими учредителями такого потенциального частного партнера;

3)  расшифровки статьи бухгалтерского баланса "Основные средства" на последнюю отчетную дату (за последний финансовый год), подписанные первым руководителем или уполномоченным представителем потенциального частного партнера и заверенные печатью потенциального частного партнера;

4)  расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности на последнюю отчетную дату (за последний финансовый год), подписанные первым руководителем или уполномоченным представителем потенциального частного партнера и заверенные печатью потенциального частного партнера, с указанием даты их образования и предполагаемого погашения, а также цели задолженности (за что образовалась задолженность), суммы начисленных резервов по их обесценению. В случае наличия банковских займов необходимо приложить копии договоров банковского займа с графиками погашения основного долга и процентов;

 5)  письмо-гарантия потенциального частного партнера о том, что он является платежеспособным, не подлежит ликвидации, на его имущество не наложен арест, его финансово-хозяйственная деятельность не приостановлена, что он не привлекался к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по заключенным договорам ГЧП в течение последних трех лет на основании решения суда, вступившего в законную силу;

6)  юридические лица, для которых законодательными актами Республики Казахстан установлено обязательное проведение аудита, представляют также аудиторский отчет за последний финансовый год;

7)  юридическое лицо представляет нотариально засвидетельствованную копию устава за исключением случаев, когда юридическое лицо осуществляет деятельность на основании типового устава. Нерезиденты Республики Казахстан представляют нотариально засвидетельствованную с переводом на государственный и (или) русский языки легализованную выписку из торгового реестра;

8)  справка о зарегистрированном юридическом лице, филиале или представительстве;

9)  физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, предоставляет нотариально засвидетельствованную копию документа, предоставляющего право на осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица, выданного соответствующим государственным органом, нотариально засвидетельствованную копию удостоверения личности (паспорта) с указанием индивидуального идентификационного номера;

10)  оригинал справки банка или филиала банка с подписью и печатью, в котором обслуживается потенциальный частный партнер, об отсутствии просроченной задолженности по всем видам обязательств потенциального частного партнера, длящейся более трех месяцев, предшествующих дате выдачи справки, перед банком или филиалом банка согласно Типовому плану счетов бухгалтерского учета в банках второго уровня и ипотечных компаниях, утвержденному постановлением правления Национального Банка Республики Казахстан. Если потенциальный частный партнер является клиентом нескольких банков второго уровня или филиалов, а также иностранного банка, данная справка представляется от каждого из таких банков.

Потенциальный частный партнер, прошедший квалификационный отбор, признается участником прямых переговоров.

Как только государственным партнером принято решение о проведении прямых переговоров, концепция проекта подлежит соответствующим экспертизам и согласованиям, а именно:

  • экспертное заключение РПП "Атамекен" в течение 10 рабочих дней;
  • проведение отраслевой экспертизы уполномоченным органом соответствующей отрасли в течение 10 рабочих дней;
  • согласование местным уполномоченным органом по государственному планированию и  экспертиза  концепции  (не более 30 рабочих дней, в том числе  экспертиза  - по технически сложным или уникальным - 20 рабочих дней, по остальным  - 10 рабочих дней)
  • утверждение концепции государственным  партнером в течение 3-х рабочих дней.

После переговоров сторон по договору ГЧП, прохождения необходимых согласований и экспертизы, стороны заключают договор.

Так же одним из механизмов государственно-частного партнерства является реализация проекта ГЧП инициированного государственным органом.

В таком случает, потенциальный частный партнер должен быть определен путем участия в конкурсе по определению частного партнера, организатором которого выступает государственный партнер.  Информация о проведении конкурса по определению частного партнера размещается на официальном интернер-ресурсе организатора конкурса и в СМИ.

Поскольку механизм государственно-частного партнерства является новым для нашей страны и практика его применения отсутствует, ожидается большая потребность, как со стороны частного, так и со стороны государственного партнера в методологической помощи и обучении по данному механизму. Для решения данной проблемы существует институциональная поддержка субъектов ГЧП в лице ТОО «Региональный центр государственно-частного партнерства Актюбинской области».

Чтобы понять все детальные процедуры Региональный центр ГЧП оказывает консультационные услуги в сфере ГЧП как для городских, так и районных предпринимателей по:

- подготовке конкурсной заявки потенциального частного партнера в рамках конкурса по определению частного партнера;

-  разработке концепции проекта ГЧП в рамках определения частного партнера;

-  подготовке и заключению договора ГЧП;

-  вопросам реализации проектов ГЧП.

 

Контакты ТОО «Региональный центр государственно-частного партнерства Актюбинской области»:

г. Актобе, пр-т Санкибай батыра, 22К

тел.: 8 (7132) 74-20-41, gchp-aktobe@mail.ru 

 

 ТОО «Региональный центр государственно-частного партнерства Актюбинской области» согласно Постановления акимата Актюбинской области №27 от 01.02.2016 года определен юридическим лицом по консультативному сопровождению местных проектов государственно-частного партнерства.

Основными целями и задачами Центра являются:

  • содействие инфраструктурному развитию Актюбинской области;
  • реализация инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства путем оказания услуг по разработке документации и консультативному сопровождению местных проектов государственно-частного партнерства.

Основными видами деятельности Центра являются:

  • консультативное сопровождение проектов ГЧП;
  • разработка концепций и конкурсных документаций проектов ГЧП;
  • разработка проектов договоров проектов ГЧП;
  • консультирование государственных органов и потенциальных инвесторов по вопросам разработки и структурирования проектов, выработка предложений по структуре финансирования потенциальных проектов;
  • экономическая экспертиза технико-экономических обоснований местных бюджетных инвестиционных проектов;
  • экономическая экспертиза финансово-экономических обоснований бюджетных инвестиций, планируемых к реализации посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц;
  • семинары, тренинги, круглые столы, конференции и другие мероприятия по вопросам государственно-частного партнерства.

Наша команда

  • Центр соединил в команду высококвалифицированных специалистов, обладающих знаниями в сфере ГЧП.
  • Центр ГЧП выступает в качестве независимого консультанта как для государственных, так и для частных клиентов.
  • Мы обеспечиваем полное консультационное сопровождение проектов и содействуем их реализации.
  • Мы эффективно взаимодействуем с местными исполнительными органами.
  • Свою миссию мы видим в создании условий для партнерства между государством и бизнесом, развитии и объединении их потенциала для реализации проектов ГЧП и увеличения объема частных инвестиций в экономику области и страны. 

Сотрудничая с нами, Вы получаете проверенную и актуальную информацию, которая поможет в принятии верных управленческих решений.